Орден Славы

News image

Учрежден Указом Президиума Верховного Совета от 8 ноября 1943 года. В последующем Статут ордена был частично изменен Указами Президиума Верховного Совета от 26 февраля и 16 декабря 1947 года и от...

Орден Александра Невского

News image

Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 го...

Орден Победа

News image

Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1944 года утверждены образец и описание ленты ордена “Победа”, а также по...

Орден Богдана Хмельницкого

News image

Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1943 го...



Городское Средневековье

городское средневековье

Зрелое городское средневековье создало многочисленных интеллектуалов, преподавателей «свободных искусств» и прочих, но не интеллигенцию, ибо никому не приходило в голову, что скажем, между нотариусом, философом, иконописцем и астрологом есть что-то общее. Существовали важные виды духовной деятельности, неотчетливо или вовсе не профессионализированные: в глазах современников и в собственных глазах Бертран де Борн и Виллардуэн, Дешан и Виллани были рыцарями, а не поэтами и хронистами.

Тысячи профессоров и студентов выступали как жестко разграниченные общественные группы. Однако это обособление было рождено не потребностью выделить специфически духовный труд, а лишь универсальным средневековым принципом, согласно которому дифференциации подлежали даже ангельские чины. «Инетеллигентные» цеха стояли в одном ряду с торгово-ремесленными; представление об особой, не узкотехнической, а социально-культурной функции всех подобных профессий, об интеллигенте вообще как носителе концентрированной образованности и духовности отсутствовало. Вернее, оно было сакрализовано. Целостная духовность составляла специальность клириков. Единственными подлинными искателями приключений в глазах средневековых христиан были те, кто пересекал границы христианского мира: миссионеры или купцы, которые высаживались в Африке и в Крыму, проникали в Азию.

Средневековое общество определялось подлинным, религиозным расизмом. Принадлежность к христианству была критерием его ценностей и поведения. Черное и белое, без середины - такова была действительность для средневековых людей. Итак, человек Средневековья был вечным яблоком раздора между Богом и Сатаной. Существование Дьявола представлялось столь же реальным, как и бытие бога; он даже испытывал меньшую нужду в том, чтобы представать перед человеком в перевоплощенном виде или в видениях. Главным образом он принимал различный антропоморфный вид. Особо избранные жертвы подвергались неоднократным натискам Сатаны, который использовал все уловки, маскировки, искушения и пытки. Объект препирательства между Богом и дьяволом на земле, человек, после смерти становился ставкой в их последнем и решающем споре.

Средневековое искусство насыщено изображениями финальной сцены земного существования, когда душа умершего раздиралась между Сатаной и архангелом Михаилом прежде, чем победитель уводил её в рай или ад. Эта сцена, которой заканчивалась жизнь средневекового человека, подчеркивает пассивность его существования. Она представляет собой самое сильное и впечатляющее выражение того, что он не принадлежал самому себе. В чем не сомневался средневековый человек, так это в том, что не только дьявол мог, подобно Богу (разумеется с его дозволения) творить чудеса, но этой способностью обладали также и смертные, обращая её во благо или во зло. Каждый человек имел своего ангела,и на земле обитало двойное население, люди и их небесные спутники, или, вернее, тройное, т.к. к ним прибавлялся подстерегавший их мир демонов. Земное общество было лишь сколком с общества небесного. Представление о небесной иерархии сковывало волю людей, мешало им касаться здания земного общества, не расшатывая одновременно общество небесное. Средневековые люди доводили до крайности аллегорическое толкование содержавшихся в Библии более или менее символических дат и сроков творения.

Предвестники светопреставления - войны, голод, эпидемии - казались особенно явными людям Раннего Средневековья. Разрушительные варварские нашествия, страшная чума 6 в. и неурожаи непрерывной своей чередой держали людей в напряженном ожидании, в котором страх смешивался с надеждой, но наиболее сильным был все же страх, панический ужас, владевший массами людей.

Люди средневековья вообще не считали нужным стесняться проявления чувств: жаркие объятия, как и «потоки слез», не случайно сплошь и рядом упоминаются в самых разных литературных сочинениях 11 - 13 вв. и гнев, и страх, и ненависть выражались неприкрыто и прямо. Хитрость и скрытность выступали скорее в качестве отклонения от нормы, чем правила. Своеобразным было и восприятие собственного тела. Граница, незримо отделяющая одно человеческое существо от другого, осмысливались тогда иначе, чем ныне. Знакомые нам брезгливость и стыдливость отсутствовали. Естествеными казались еда из общей миски и питье из общей чаши. На одной постели вповалку спали мужчины и женщины, взрослые и дети. Супруги совокуплялись в присутствии детей и родственников. Детородный акт еще не обрел ореола таинственности. Половая активность мужчины была предметом столь же пристального внимания, что и его воинские доблести. Даже церковью импотенция признавалась одним из главных оснований для развода.

 


Читайте:


Иностранные награды

КРЕСТ ХРАБРЫХ

News image

Крест Храбрых, учрежденный распоряжением Совета Обороны Польши от 11 августа 1920 года с целью награждения лиц, проявивших мужество и отвагу не...

МЕДАЛЬ «40 ЛЕТ НАРОДНОЙ ПОЛЬШЕ»

News image

Юбилейная медаль «40 лет Народной Польше» учреждена в соответствии с Декретом Государственного Совета ПНР от 26 апреля 1984 года в св...

ОРДЕН НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ ДЕВЫ МАРИИ ВИЛ

News image

Орден Непорочного зачатия девы Марии Вилла-Викозской – старший династический орден рыцарства португальского королевского дома Браганца. Он был основан королем Португалии и ...

Немецкий крест («восточная звезда»)

News image

Учрежден:

МЕДАЛЬ «ЗА ОХРАНУ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАМЯТНИКО

News image

Медаль «За охрану национальных памятников» учреждена Комитетом по охране национальных памятников (Rada Ochrony Pomnikow Walki i Meczenstwa) 15 июля 1976 го...

Кредит в день обращения - плюсы и минусы

News image

На самом деле полностью разобраться в имеющемся многообразии имеющихся потребительских кредитов обычному человеку не так просто. Различные %-ые ставки, разны...

Top